+7 (495) 252-0255 market@galaktika.ru
Выбрать страницу

«Учет. Налоги. Право», 2005, № 18

В соответствии со статьей 284 НК РФ субъекты РФ имеют право снижать ставку налога на прибыль, который зачисляют в их бюджеты. Максимальное различие ставок – на 4 пункта (понизить ставку можно до 13,5 процента). В связи с тем, что более выгодные условия разрешено создавать не конкретным плательщикам, а лишь отдельным их категориям, то фактически региональным законодателям разрешили устанавливать налоговую льготу по федеральному обязательному платежу (ст. 56 НК РФ). Но, правильно используют эту возможность далеко не все регионы. Страдают же от этого в первую очередь налогоплательщики. И поэтому, прежде чем применять региональную льготу, надо проверить правильность ее введения.

Субъектов много, правила одни

Региональную льготу может установить только представительный орган власти региона (например, дума). Передавать эти полномочия исполнительной ветви власти (например, губернатору или правительству), а также органам местного самоуправления (главам или законодательным собраниям городов) нельзя. Еще одним условием для признания региональной льготы действующей, будет соблюдение общих принципов установления налоговых льгот. А именно: они не должны носить индивидуальный характер, зависеть от формы собственности или места происхождения капитала (п. 3 ст. 56 НК РФ). Поэтому в региональном законе должна быть не только указана сниженная ставка налога, но и четко прописаны категории льготников.

Налоговое законодательство не говорит, через какой именно критерий надо определять «отдельную категорию налогоплательщиков». Под “отдельной категорией налогоплательщиков” подразумевается индивидуально неопределенная группа налогоплательщиков, у которых есть какой-либо общий признак. Например, отраслевая принадлежность, численность работников, размер произведенных капитальных вложений и т.д. <*>.

——————————–

<*> Подробнее о конкретных льготах, действующих в субъектах РФ, вы узнаете из таблицы на с. 14.

В региональном законодательстве устанавливается различное снижение ставки налога на прибыль для каждой из категорий налогоплательщиков. Например, закон о налоговых льготах в Пермской области <*> ранжирует размер льготы в зависимости от объема капитальных вложений, произведенных налогоплательщиками. Чем выше размер инвестиций, тем меньше региональная ставка налога на прибыль.

При применении льгот необходимо обращать внимание так же и на величину ставки налога. Дело в том, что в 2004 г. регионам разрешали понизить ставку налога на прибыль, зачисляемого в соответствующий бюджет, до 13 процентов (а не до 13,5, как сейчас). Налогоплательщик имеет право применять льготу даже, если региональный законодатель не поправил закон и в нем по-прежнему фигурирует ставка 13 процентов. Право на льготу не пропадает. Но при этом ставка регионального налога принимается равной 13,5 процента.

Время пошло

Для региональных льготных законов действуют общие правила о вступлении в силу актов законодательства о налогах (ст. 5 НК РФ). Налоговые законы вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования акта и не ранее очередного налогового периода. В соответствии с Постановлением от 30.01.2001 N 2-П и Определением от 08.04.2003 N 159-О Конституционного Суда, последовательность выполнения этих двух условий не важна. И поэтому очередной налоговый период может начаться и во время течения месячного срока с момента опубликования акта. Тогда новый закон вступит в силу уже через месяц.

Исходя из позиции КС РФ, существует «переходный период» для вступления в силу актов, которые опубликованы до начала налогового периода, но вступили в силу после. Это подтверждает и судебная практика (Постановления Федеральных арбитражных судов Дальневосточного от 14.05.2004 по делу N Ф03-А59/04-2/1356 и Западно-Сибирского от 09.11.2004 по делу N Ф04-7938/2004(6068-А46-27) округов).

Получается, что закон о льготе может вступить в силу и не с начала налогового (отчетного) периода. Однако это не является причиной для его неприменения. Например, если льгота начинает действовать в течение отчетного периода, авансовый платеж по его итогам можно рассчитывать уже с учетом пониженной ставки. Причем новая ставка будет применяться к базе всего отчетного периода, даже если льгота начала действовать не с начала отчетного периода.

Эти же выводы можно распространить и на противоположный случай – когда действие льготы прекратилось в «переходный период». Произойти это может не только в связи со вступлением в силу соответствующего закона. Налогоплательщик может потерять право на льготу, если перестал соответствовать определенным в законе критериям. В таких случаях, учитывая, что налог на прибыль считается в нарастающем порядке, плательщик не вправе применить льготу по итогам года. Но подавать уточненные декларации за предыдущие периоды не нужно, так как на тот момент сниженная ставка применялась правомерно.

Закон о льготе может прямо распространить ее действие на отношения, возникшие до его принятия. Но если изменения касаются ранее действующих льгот и при этом ухудшают положение налогоплательщиков, то обратной силы они иметь не могут (п. 2 ст. 5 НК РФ, ст. 57 Конституции).

Налогоплательщик может узнать о своем праве на льготу после того, как закончился соответствующий налоговый период. В таком случае исправить ситуацию достаточно просто – необходимо всего лишь внести изменения в налоговую отчетность. Ведь один только факт несвоевременного учета налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказа от использования льготы (п. 16 Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9). Исправить декларацию и подать заявление о зачете (возврате) налога можно в течение трех лет с момента уплаты налога. Так как налог исчисляется по итогам года, то достаточно уточнения и заявления льготы в годовой декларации

Ставки налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет <**>

РегионКатегория
налогоплательщиков <**>
Ставка налога на прибыльНормативный акт
Алтайский
край
Участники инвестиционной
деятельности
13,5 процента по прибыли
от деятельности на вновь
созданном производстве
Статья 5 Закона
Алтайского края от
09.12.1998 N 61-ЗС
Редакции СМИ, издательства,
информационные агентства,
телерадиовещательные компании,
организации, распространяющие
периодические печатные издания
и книжную продукцию
13,5 процента по прибыли
от производства и
распространения СМИ и
книжной продукции,
связанной с
образованием, наукой,
культурой
Статья 3 Закона
Алтайского края от
16.07.1996 N 37-ЗС
Банки, осуществляющие
ипотечное кредитование
строительства (приобретение)
жилья
13,5 процентаСтатьи 20, 21
Закона Алтайского
края от 19.11.1996
Организации, выпускающие
строительные материалы или
оказывающие услуги в сфере
жилищного строительства
13,5 процента
Амурская
область
Редакции областных, городских
и районных газет (кроме
эротических, рекламных и
рекламно-информационных)
Ставка снижена на
4 процентных пункта по
прибыли от деятельности
по производству и
выпуску СМИ
Статья 3 Закона
Амурской области
от 26.11.2004
N 375-ОЗ
Архангельская
область
Организации, осуществляющие
деятельность в сфере туризма,
зарегистрированные на
территории Архангельской
области
15,7 процентаСтатья 11 Закона
Архангельской
области от
07.07.1999
N 149-23-ОЗ
Организации, инвестиционные
проекты которых включены в
областную инвестиционную
программу
14,5 процента – на
фактический срок
окупаемости
инвестиционного проекта.
15 процентов – в первый
год после завершения
периода фактической
окупаемости
инвестиционного проекта.
15,5 процента – во
второй год после
завершения периода
фактической окупаемости
инвестиционного проекта
Статья 7 Закона
Архангельской
области от
15.09.1999
N 157-24-ОЗ
Астраханская
область
Организации, реализующие
проекты, имеющие статус «особо
важные инвестиционные проекты»
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Астраханской
области от
07.04.2000
N 17/2000-ОЗ
Организации, реализующие
проекты, имеющие статус
«инвестиционные проекты,
одобренные администрацией
Астраханской области»
15,5 процента
Организации, на которых
введено внешнее управление
13,5 процента
Брянская
область
Инвесторы13,5 процентаСтатья 1 Закона
Брянской области
от 26.11.1004
N 73-3
Лизингодатели13,5 процента
Предприятия, направляющие
собственные средства на
развитие производства
13,5 процента – по
прибыли, полученной
от реализации
инвестиционных проектов
в первый и второй годы.
14 процентов – в третий,
четвертый и пятый годы
Волгоградская
область
Организации, осуществляющие
производство
табачно-махорочных изделий,
редакции СМИ, организации,
осуществляющие инвестиционную
деятельность
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Волгоградской
области от
17.12.1999
N 352-ОД
Вологодская
область
Предприятия легкой
промышленности (деятельность
по кодам ОКВЭД 17.14, 17.16,
17.25, 17.30, 17.40, 17.54.3)
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Вологодской
области от
30.04.2002
N 781-ОЗ
Организации, созданные после
01.01.2004 для реализации
инвестиционных проектов
Воронежская
область
Участники инвестиционной
деятельности
Ставка снижается в
пределах, установленных
федеральным
законодательством:
а) по прибыли от
инвестиционной
деятельности -
на 100 процентов;
б) по прибыли страховых
организаций от
страхования инвестиций -
на 25 процентов;
в) по прибыли банков от
кредитования
инвестиционных
проектов – на 35
процентов
Статья 3-1 Закона
Воронежской
области от
17.03.1997 N 87-3
Ивановская
область
Организации по производству
неочищенных растительных масел
и очищенных рафинированных
жиров
13,5 процентаСтатья 6 Закона
Ивановской области
от 29.12.2004
N 192-ОЗ
Калужская
область
Организации, инвестирующие в
2005 г. в сельскохозяйственное
производство
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Калужской области
от 04.10.2004
N 349-ОЗ
Камчатская
область
Организации, принявшие на
работу выпускников учебных
заведений в течение первых
двух лет после окончания
обучения
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Камчатской области
от 20.10.2004
N 221
Банки и другие кредитные
учреждения
13,5 процента по прибыли
от предоставленных после
31.12.2000 долгосрочных
инвестиционных кредитов
Кировская
область
Субъекты инвестиционной
деятельности
Ставка снижена на
4 процента
Статья 2 Закона
Кировской области
от 04.12.2002
N 119-30
Банки, страховые и другие
финансово-кредитные
организации
Ставка снижена на
4 процента в части
дохода, полученного от
предоставленных на срок
не менее одного года
инвестиционных кредитов
Предприятия народных
художественных промыслов
Ставка снижена на
4 процента
Статья 2 Закона
Кировской области
от 31.12.2002
N 126-30
Костромская
область
Газораспределительные
организации, осуществляющие
инвестиционную деятельность в
Костромской области
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Костромской
области от
20.10.2004
N 217-ЗКО
Липецкая
область
Организации тракторного
машиностроения, вновь
создавшие производство
тракторов в 2004 г.
Ставка снижена на
4 процентных пункта
Статья 11 Закона
Липецкой области
от 22.12.2004
N 148-ОЗ
Предприятия – победители
конкурса на получение
государственной поддержки в
виде налоговых льгот
ИнвесторыСтавка снижена на
4 процентных пункта по
прибыли от реализации
инвестиционного проекта
Статья 5 Закона
Липецкой области
от 25.02.1997
N 59-ОЗ
Банки и другие кредитные
организации
Ставка снижается
пропорционально доле
кредитных вложении (в
общем объеме кредитных
вложений), направляемых
на реализацию
инвестиционных проектов
на территории области,
прошедших конкурсный
отбор
Московская
область
Организации народных
художественных промыслов
Ставка снижена на
4 процентных пункта
Статьи 19, 21, 22,
23 Закона
Московской области
от 24.11.2004
N 151/2004-ОЗ
Организации, находящиеся на
территории развития Московской
области «Международный
аэропорт «Шереметьево»
Организации, оказывающие
поддержку некоммерческим
организациям
Ставка снижается исходя
из размера,
определенного в
соответствии с суммой
перечисленных
благотворительных
взносов, стоимости
безвозмездно оказанных
услуг (работ), но
не более чем на
2 процентных пункта
Организации, производящие
легковые автомобили
Ставка снижена на
0,5 процентных пункта
Нижегородская
область
Организации промышленности,
научных исследований и
разработок, транспорта и
строительства, увеличившие
базу по налогу на прибыль
Ставка снижается на
0,2 процента за каждый
полный процент прироста,
но не более 4 процентов
Статья 20.1 Закона
Нижегородской
области от
31.12.2004 N 169-3
Новосибирская
область
Инвесторы, осуществляющие
производственную деятельность
по реализации прошедшего
конкурс инвестиционного
проекта
13,5 процента – если
сумма капитальных
вложений, связанных
с реализацией
инвестиционного проекта,
по данным бухгалтерского
учета за период с начала
реализации проекта
превышает 4 процента от
налоговой базы по налогу
на прибыль организаций
за налоговые (отчетные)
периоды с начала
реализации проекта.
15,5 процента – в случае
если сумма таких
капвложений составляет
от 2 до 4 процентов
включительно
Статья 6.2 Закона
Новосибирской
области от
16.10.2003
N 142-ОЗ
Товаропроизводители13,5 процента – для
товаропроизводителей,
обеспечивших превышение
налоговой базы отчетного
периода не менее чем в
1,3 раза по отношению к
налоговой базе
аналогичного периода
предыдущего года с
учетом коэффициента
сопоставимости.
15,5 процента – для
товаропроизводителей, у
которых такое превышение
от 1,13 до 1,3 раза
Статья 7.2 Закона
Новосибирской
области от
16.10.2003
N 142-ОЗ
Омская
область
Держатели инвестиционных
проектов
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Омской области от
27.12.2002
N 416-ОЗ
Орловская
область
Промышленные предприятия,
созданные после 01.01.1997 и
производящие холодильное
оборудование
Ставка снижена на
4 процентных пункта
Статья 1 Закона
Орловской области
от 10.12.2004
N 457-ОЗ
Промышленные предприятия,
реализующие инвестиционные
проекты по производству
стеклотары, с объемом
производства более 20 млн штук
в квартал
Пензенская
область
Предприятия и организации,
инвестирующие в форме
капитальных вложений в
собственные производственные
основные фонды, за исключением
основных фондов филиалов,
расположенных за пределами
Пензенской области
10,5 процента, если
отношение балансовой
стоимости созданных и
модернизируемых основных
производственных фондов
к общей стоимости
основных
производственных фондов
равно 1,0.
12,5 процента, если
такое соотношение от 1,0
до 0,5 включительно.
13,5 процента, если
такое соотношение от 0,5
до 0,25 включительно.
14,5 процента, если
такое соотношение менее
0,25
Статья 16 Закона
Пензенской области
от 19.07.2000
N 217-ЗПО
Пермская
область
Организации, осуществляющие
капитальные вложения на
территории Пермской области
15,5 процента – если
общая сумма
произведенных
капитальных вложений за
вычетом суммы,
начисленной с начала
налогового периода
амортизации, составляет
не менее 20 процентов
прибыли;
13,5 процента – если
сумма таких вложений
составляет не менее
25 процентов прибыли
Статья 15 Закона
Пермской области
от 30.08.2001
N 1685-296
Псковская
область
Инвесторы13 процентовСтатья 6 Закона
Псковской области
от 26.07.2001
N 146-ОЗ
Лизинговые компании,
предоставляющие ресурсы на
реализацию инвестиционных
проектов, получивших
господдержку
Банки, филиалы банков и другие
кредитные организации,
предоставляющие целевые
кредиты для реализации
инвестиционных проектов
Республика
Алтай
Организации – социальные
инвесторы, участвующие в
инвестиционной программе в
социальной сфере Республики
Алтай
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Республики Алтай
от 05.06.2002
N 5-33
Республика
Калмыкия
Организации, инвестирующие в
экономику Республики Калмыкия
13,5 процентаСтатья 5 Закона
Республики
Калмыкия от
10.06.2002
N 197-11-З
Республика
Коми
Полиграфические организации и
книжные издательства
13,5 процента по прибыли
от производства и
выпуска книжной
продукции, связанной с
образованием, наукой и
культурой
Статья 8 Закона
Республики Коми
от 28.12.2004
N 73-РЗ
Редакции и издательства СМИ
(за исключением рекламного,
рекламно-информационного,
эротического характера)
13,5 процента по прибыли
от производства и
выпуска СМИ
Республика
Марий Эл
Пользователи объектов
инвестиционной деятельности,
зарегистрированных на
территории Республики Марий Эл
13,5 процентаСтатья 17 Закона
Республики Марий
Эл от 02.12.2004
N 45-З
Республика
Мордовия
Организации, осуществляющие
научно-исследовательские
работы для электротехнической
и светотехнической
промышленности, если этот вид
деятельности составляет не
менее 70 процентов от общего
объема
13,5 процентаСтатьи 1, 2 Закона
Республики
Мордовия от
25.11.2004 N 77-З
Организации, у которых
основной вид деятельности -
производство пивоваренной
продукции
Организации, реализующие
продукцию (работы, услуги) за
отчетный период нарастающим
итогом с начала года сверх
фактически достигнутого уровня
соответствующего периода
прошлого года
15,5 процента для
организаций с приростом
уровня реализации к
фактически достигнутому
уровню прошлого года в
сопоставимых ценах в
размере от 5 до
10 процентов.
13,5 процента для
организаций, у которых
такой прирост превышает
10 процентов
Республика
Саха (Якутия)
Организации, выполнившие
условия соглашения об
экономическом сотрудничестве,
заключенного с госорганами
республики
Ставка снижается на
4 процента
Статья 1.1 Закона
Республики Саха
(Якутия) от
10.07.2003 48-З
N 97-III
Ростовская
область
Плательщики, вкладывающие
средства в реализацию
инвестиционных проектов
Ставка снижается на
4 процентных пункта
Статья 8 Закона
Ростовской области
от 02.11.2001
N 186-ЗС
Организации, производящие
подакцизную продукцию,
поэтапно вкладывающие средства
в реконструкцию отдельных
звеньев единого
технологического процесса
Полиграфические предприятия и
редакции СМИ, издательства,
информационные агентства,
телерадиовещательные компании
Ставка снижается на
4 процентных пункта по
прибыли от производства
и распространения
продукции, связанной с
образованием, наукой и
культурой
Рязанская
область
ИнвесторыСтавка снижена на
4 процентных пункта
Статья 5 Закона
Рязанской области
от 29.04.1998 N 68
Самарская
область
Организации-инвесторы (кроме
кредитных и страховых
организаций), осуществляющие
на территории Самарской
области инвестиционные проекты
стоимостью 1 млрд руб. и более
13,5 процента по прибыли
от реализации продукции
(работ, услуг) в
результате осуществления
инвестиционного проекта
Статья 13 Закона
Самарской области
от 16.06.1998
N 10-ГД
Санкт-
Петербург
Организации, осуществившие
вложения для производственных
целей
15,5 процента, если
произведены вложения на
сумму от 150 млн до
300 млн руб.
13,5 процента, если
произведены вложения на
сумму от 300 млн руб.
(включительно) и более
Статья 11-4 Закона
Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
N 81-11
Свердловская
область
Налогоплательщики,
осуществляющие расходы на
приобретение жилья для
предоставления гражданам,
проживающим в жилых
помещениях, находящихся в
аварийном состоянии
13,5 процентаСтатья 2 Закона
Свердловской
области от
29.11.2002 N 42-ОЗ
Налогоплательщики,
заготавливающие и собирающие
дикорастущие плоды, ягоды,
орехи, грибы, другие пищевые
лесные ресурсы
Томская
область
Организации, добывающие
полезные ископаемые, которые
несут затраты по выполнению
самостоятельно и (или) с
привлечением иных организаций
работ по геологическому
изучению участков недр на
территории Томской области
13,5 процентаСтатья 2 Закона
Томской области от
08.01.2004 N 2-ОЗ
Субъекты инвестиционной
деятельности
13,5 процента по
прибыли, полученной от
инвестиционных займов
Статья 2 Закона
Томской области от
18.03.2003 N 30-О
Лизингодатели13,5 процента
Субъекты инвестиционной
деятельности, осуществляющие
инвестиционную деятельность в
соответствии с инвестиционным
проектом
Тюменская
область
Держатели инвестиционных
проектов Тюменской области
13,5 процентаСтатья 1 Закона
Тюменской области
от 28.12.2004
N 309
Зарегистрированные и состоящие
на налоговом учете в Тюменской
области организации по
производству пива и
слабоалкогольной продукции с
объемом выпуска не менее
30 млн литров в год,
производственные мощности
которых находятся в стадии
строительства или ввода в
эксплуатацию
Организации по производству
целлюлозно-картонной продукции
с объемом выпуска картона не
менее 200 тыс. тонн в год,
производственные мощности
которых находятся в стадии
строительства и (или) ввода в
эксплуатацию
Организации по производству
специальных автомобилей
повышенной проходимости,
производственные мощности
которых находятся в стадии
строительства и (или) ввода в
эксплуатацию (до выхода на
проектную мощность)
Удмуртская
республика
Организации, привлекающие
инвестиции, а также
направляющие собственные
средства на создание новых,
реконструкцию и модернизацию
существующих производств
13,5 процентаСтатья 2 Закона
Удмуртской
Республики от
05.03.2003 N 8-РЗ
Хабаровский
край
Субъекты инвестиционной
деятельности, реализующие
инвестиционные проекты по
созданию производственных
объектов
13,5 процентаСтатья 11 Закона
Хабаровского края
от 24.11.1999
N 163
Ханты-
Мансийский
автономный
округ – Югра
Нефтедобывающие,
нефтеперерабатывающие
организации, их обособленные
подразделения, которые
осуществляют расходы на
освоение природных ресурсов,
капитальные вложения на
территории Ханты-Мансийского
округа – Югры
13,5 процентаСтатья 3 Закона
Ханты-Мансийского
автономного
округа – Югры от
30.11.2004 N 65-ОЗ
Чувашская
республика
Организации,
зарегистрированные на
территории Чувашской
Республики и осуществляющие
инвестиционную деятельность в
Чувашской Республике на сумму
более 10 млн руб.
13,5 процентаСтатья 47 Закона
Чувашской
Республики от
23.07.2001 N 38
Организации, осуществляющие
лизинговые операции, доля от
доходов по которым составляет
не менее 80 процентов их
доходов за отчетный период
Вновь созданные организации,
которые занимаются
производством ТНП или
перерабатывают
сельхозпродукцию
13,5 процента в течение
первых трех лет при
направлении
высвобожденных средств
на развитие производства
Ямало-
Ненецкий
автономный
округ
Инвесторы по проектам,
включенным в программу по
государственной поддержке
предприятий Ямало-Ненецкого
автономного округа
13,5 процентаСтатьи 2, 3, 4
Закона
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 20.06.2000
N 22-ЗАО
Лизинговые компании,
оказывающие услуги в форме
финансовой аренды инвесторам и
субъектам малого
предпринимательства
Кредитные организации,
кредитующие инвестиционные
проекты и субъекты малого
предпринимательства

——————————–

<**> В таблицу не включены узкоспециализированные категории льготников, например предприятия органов исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, предприятия, основным видом деятельности которых является производство составных частей и принадлежностей протезов и ортопедических приспособлений.