Pages Navigation Menu
 

Обеспечение ROI

Обеспечение ROI

Обоснование необходимости системы ERP во многом, но не во всем, вытекает из темы рентабельности инвестиций (ROI). Ниже представлены некоторые рекомендации по обеспечению ROI.

Постоянные и переменные расходы

Экономить можно на постоянных и переменных расходах. Экономия на постоянных расходах предполагает прямое снижение расходов и непосредственное влияние на итоговые суммы. Например, у вас в компании работало 3 кладовщика, но после внедрения ERP-системы выяснилось, что можно обойтись двумя. Лишний сотрудник со всеми льготами, налогами и другими выплатами служит примером постоянных расходов в размере, допустим, 300 000 руб. в год. Обычный предполагаемый срок окупаемости составляет 3 года, поэтому умножаем эту сумму на 3. Таким образом, вы получаете экономию в 900 000 руб.

Что касается переменных расходов, то здесь экономия возникает, когда вы сокращаете нагрузку на сотрудников, но не их рабочее время. Скажем, раньше на составление расписания производства у специалиста уходило 4 часа в день, а теперь требуется только 1 час. Вы экономите около 15 часов в неделю. Подсчитайте экономию для этого сотрудника и вы получите определенную сумму в год (скажем, 300 000 руб.). Но вы не получите эту экономию, если не сократите рабочие часы или не уволите человека совсем (а это вряд ли). Скорее всего, вы просто назначите этому сотруднику другие задачи.

При оценке рентабельности инвестиций вы можете не учитывать экономию в размере 15 часов в неделю, но вы должны учитывать дополнительную экономическую ценность новых (и, предположительно, более продуктивных) задач, которые теперь выполняет сотрудник. Т.е. вам не придется нанимать временных работников, а также тратить время на звонки и прочую деятельность внутри компании. Эти 15 часов в неделю не отразятся на итоговой сумме, но за их счет вполне может вырасти число продаж (или любой другой показатель эффективности), что положительно повлияет на доходы.

Важные мелочи

ERP-системы помогают экономить массу времени, которое ранее уходило на внесение данных в устаревшую систему. Сотрудникам компаний часто приходится дважды, трижды или даже четырежды вводить данные в разрозненные системы. Вы должны учитывать затраты времени на это. Умножьте количество часов в день на число сотрудников (двое или более?), а затем на стандартную ставку (со всеми обременениями, такими как налоги, страхование и т. п.). Вскоре вы поймете, что речь идет о серьезных деньгах. Экономия 10 часов в неделю для двух сотрудников составляет три тысячи часов за три года, и если часовая плата со всеми обременениями равна 300 или 400 руб., то речь идет уже о десятках тысяч рублей, утекающих в песок. Итак, учитывайте мелочи и их большое значение, делайте подсчеты, но делайте это честно, строго и без предвзятости.

Моральный дух имеет значение

Вовлеченность, энергия и удовлетворенность сотрудников (то есть их «моральный дух») тоже имеет значение. Хотя это и не является непосредственной экономией, следует рассматривать важность сотрудника, который делает работу. Труд будет гораздо менее утомительным, если ERP-система и компьютеризация могут избавить людей от худшей части работы. Монотонная работа, повторный ввод и отслеживание данных попадают в эту «тяжелую» категорию. Хотя это трудно оценить количественно, сотрудники скажут вам, что есть ценность в создании рабочих мест с более интересными, сложными и ценными задачами.

Время тоже считается

Подсчитывайте время. Сколько времени ваши сотрудники тратят на поиски подробностей, отслеживание заказов, контроль сроков? Со временем, когда вы установите более сильный контроль за своими графиками, поставками и т. д., вы сможете сократить время, которое требуется на работу с клиентами, их жалобами, заказами и проблемами. Если посчитать время, потраченное на эти непродуктивные (или даже контрпродуктивные) занятия, вы поймете, что можете не только добиться значительной экономии затрат, но и улучшить обслуживание клиентов. Контроль сроков должен быть исключением, а не правилом.

Разрозненные массивы данных

Возможность для всех сотрудников своевременно получить нужную информацию без посторонней помощи имеет решающее значение в быстро развивающихся компаниях с высокими темпами роста. Консолидация важной информации необходима для того, чтобы принимать правильные бизнес-решения. Информация должна быть централизованной и доступной для всех (то есть, объединенной в единую ERP-систему). Это достойная цель, которая обеспечивает экономию времени. Так, вы хотите сократить количество несогласованных, разрозненных электронных таблиц и добиться большей централизации учета и обмена. Это сложно рассчитать, но рекомендуем ответить на следующий вопрос: каковы общие издержки компании от того, что данные используются множеством сотрудников и не всегда доступны для тех, кто в них нуждается? ERP-система воплощает инвестиции в стратегические хранилища для всех видов значимых данных, которые предназначены для совместного использования в рамках всей организации.

Отклик на запросы клиента

Это преимущество становится явным в процессе реализации. Способность быстро отвечать на запросы клиентов (единая база данных), возможность просматривать одни и те же данные для нескольких сотрудников (CRM, бухгалтерские документы), и, что самое главное, возможность создания своего рода «клиентского портала» (где клиенты, например, могут проверить статус заказа) – все это примеры потенциального улучшения процесса обслуживания клиентов. Результат автоматизации этих задач в перспективе отразится как на обслуживании клиентов, так и на объемах продаж.

 

ЧТЗ-УралтракПервая грузоваяРосэнергоатомСДСКазхром
Ангарский завод полимеровТранснефтьТольяттиАзотГазпром-КСАНХК