Авторский материал в приложении Информационные технологии «Российской газеты» члена правления корпорации «Галактика» Сергея Петрова.

В нашей стране машиностроение превратилось в перспективную отрасль сравнительно недавно, когда стало особенно понятно, что страна не может зарабатывать лишь на экспорте нефти и газа. Так начали формироваться новые тренды: предприятия стали понимать, какая продукция может быть востребована на внутреннем и на внешнем рынке.

Значительный вклад в развитие отрасли внес гособоронзаказ, продиктованный необходимостью модернизации армии. Это стало первым импульсом для подъема машиностроения. Вторым выступил последний кризис, который привел производственников к поиску и внедрению более эффективных методов производства.

В последнее время появилось много IT-технологий, которые можно быстро внедрить. Однако они должны не просто повышать эффективность производства, но и учитывать все более сложные взаимосвязи между производствами и холдингами, которые формируют цепочку производства конечного продукта.

К задаче цифровизации производства необходимо подходить комплексно. Первый шаг — это построение фундамента, информационной архитектуры, разработка «дорожной карты» автоматизации предприятия или холдинга. При этом подходы к формированию стратегии будут различаться в зависимости от отрасли и потребностей конкретного производства. Именно поэтому отдельные разработки, предназначенные для быстрой локальной модернизации, уже не подходят. Внедрив что-то отдельное быстро и поступившись стратегическими целями, можно попасть в капкан, когда предприятие зависит от разработки и при этом не может «отбить» средства, вложенные в модернизацию. Если не учитывать стратегию роста, через какое-то время придется снова проводить модернизацию с учетом новой конъюнктуры — получится замкнутый круг.

Поначалу предприятия делали акцент на внедрение IT-систем, которые были направлены на консолидацию и обеспечение контроля и мониторинга финансово-хозяйственной деятельности. Сейчас же наибольший акцент делается на внутренние производственные процессы и взаимодействие между цехами. Такие IT-системы направлены на цифровизацию процессов проектирования, повышение эффективности и производительности труда персонала и оборудования, управление производственными активами. Современное оборудование стоит дорого и должно использоваться эффективно Необходимо вести постоянный контроль его технического состояния и грамотно рассчитывать программу ремонтов. Поэтому сейчас на повестке большинства промышленных предприятий — системы автоматизации конкретных производственных процессов, собирающие информацию с датчиков и измерительных проборов, которые привязаны к контролю сигналов и мониторингу коротких цепочек в рамках производства.

Но автоматизация — это не просто контроль и учет работы оборудования. Производственные цепочки усложняются, и уже сейчас приоритетным направлением стало развитие М2М-систем (machine-to-machine — связи и взаимодействие между машинами) и межзаводской кооперации. Они обеспечивают быстрый сбор, хранение и обработку данных, необходимых для прогнозирования и принятия управленческих решений. Сегодня эти решения доступны лишь для крупных предприятий. Однако в ближайшей перспективе развитие M2M приведет к бурному развитию промышленного Интернета вещей и переводу производственной IT-инфраструктуры в защищенные облачные datа-центры. Это, в свою очередь, снизит стоимость сбора и хранения данных и позволит предприятиям накапливать и анализировать гораздо большие объемы информации, что приведет к резкому скачку эффективности производства.

Среди ярких примеров грамотного комплексного подхода к автоматизации — программа модернизации компании «КамАЗ», рассчитанная до 2020 года. На предприятии разработана концепция автоматизации производства с постепенным внедрением в производственный цикл более 900 робототехнических комплексов. Это позволит создать новые высокотехнологичные рабочие места в таких видах производства, как мехобработка, сварка, литейное и кузнечное производство, окраска, холодная штамповка и сборка.

Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» среди основных приоритетов выделяет цифровые технологии проектирования и производства, робототехнику, разработку инженерного программного обеспечения, применение аддитивных технологий и интеллектуальных систем управления производством. Здесь государство выступает регулятором. Но на современном этапе предприятиям нужно внедрение конкретных систем, на что часто не хватает ресурсов и возможностей привлечь инвестиции.

Если мы определяем поддержку машиностроения как один из приоритетов экономического развития, необходимо привлекать в отрасль деньги, в том числе государственные. Важным шагом станет переход к цифровым фабрикам, которые, согласно дорожной карте «Технет» НТИ, должны играть ключевую роль в цифрофизации экономики в части высокотехнологической промышленности. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» сформирует новую информационную среду и станет стимулом для развития промышленности. Но одновременно с этим необходима государственная поддержка в конкретных отраслях, в том числе в машиностроении.

Источник: Российская газета

Обратная связь